Каталог
Магазины СТО
Главная Статьи
Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Для того, чтобы решить, какой подобрать аккумулятор для автомобиля, необходимо разобраться с его основными техническими параметрами, такими как полярность, ёмкость аккумуляторной батареи (А/ч), стартовый ток, габариты, вид размещения клемм и т.д

29.10.2019

Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Поговорим обо всём по порядку и дадим несколько советов для начинающих автомобилистов.

Что это такое

Аккумулятор (accumulator — собиратель, от accumulo — собираю, накопляю) — устройство для накопления энергии с целью её последующего использования, энергоноситель.

Для чего нужен

Автомобильный аккумулятор выполняет три функции:

  • во-первых, он запускает двигатель,
  • во-вторых, резервный источник питания.

    Когда не работает двигатель или генератор, или генератор не справляется со всей нагрузкой включенной на автомобиле.

  • И, наконец, он является буфером для сглаживания скачков напряжения, т.е. принимает на себя все излишки энергии с генератора.

Если «пламенный» мотор автомобиля часто сравнивают с сердцем, то аккумуляторная батарея совместно с генератором и электрическими проводами играет роль своеобразной кровеносной системы, которая снабжает электрическим током все потребители. От качества, надёжности и электрических параметров батареи зависит то, насколько без проблемной будет эксплуатация автомобиля, особенно в зимний период.

Согласно ГОСТ срок службы АКБ необслуживаемых составляет 90 тыс. км. или 3000 моточасов, обслуживаемых 100 тыс. км.

Схема подключения аккумулятора в электроцепи автомобиля


Напряжение бортовой сети автомобиля при заведенном двигателе должно укладываться в жесткий диапазон: 13,8-14,5 V, при любых включенных потребителях. Если напряжение ниже чем 13,8 V, автомобиль будет подпитываться от аккумулятора, постепеннло разряжая его, а если выше чем 14,5 V, то будет происходить процесс перезаряда батареи, что повлияет на срок ее службы. За процесс регулировки бортового напряжения отвечает реле регулятор.

Все аккумуляторы похожи друг на друга как родные братья: большая банка с кислотой, из которой торчат два свинцовых токовода (клеммы). Принцип действия всех современных аккумуляторов одинаков и он не изменился за последние 138 лет, с того момента, как впервые в 1860 году Гастон ПЛАНТЕ подарил Французской Академии наук первую аккумуляторную батарею. Ее площадь занимала 10 квадратных метров, и такой аккумулятор требовал для подзарядки месяцы, а то и годы.

Удивительно, но, несмотря на все разговоры учёных о том, что мы стоим на пороге революции в накопителях тока, их принципиальная конструкция остается неизменной. Напрочь презирая новомодные кадмиево-никелевые системы и загадочные «топливные ячейки», автомобилисты всего мира используют все ту же кислоту и тот же свинец.

Тем не менее, отличия современных аккумуляторов от тех, что использовал Гастон Планте, почти так же велики, как и разница между дешевыми конструкциями, в которых действительно только банка с кислотой и больше ничего, и сложными системами, вобравшими в себя технический опыт прошедших 138 лет. Усовершенствования аккумуляторных батарей произошли в области материала пластин, общей конструкции и в частности, решении вопроса сбора и возвращения испаряющейся воды (системы кондиционирования).

Свинцовая стартерная аккумуляторная батарея (АКБ) — это возобновляемый химический источник тока. Это значит, что после глубокого разряда её работоспособность можно полностью восстановить при помощи заряда — пропускания электрического тока в направлении, обратному тому, в котором протекал ток при разряде.

Работает АКБ по принципу превращения электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном превращении — химической энергии в электрическую (при разряде). Активные вещества заряженного свинцового аккумулятора, принимающие участие в токообразующем процессе:

  • на положительном электроде — двуокись свинца темно-коричневого цвета;
  • на отрицательном электроде — губчатый свинец серого цвета.

Все это помещено в электролит — водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/см3.

В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца, т.е. соль свинца белого цвета (происходит процесс сульфатации). Обе пластины по химическому составу одинаковы и неопытные автомобилисты бывает путают полярность (плюс и минус) при зарядке батареи и заряжают ее в обратном направлении. Для возврата к нормальному положению необходимо снова полностью разрядить аккумулятор и потом зарядить в правильном направлении по полярности. При разряде плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08–1,10 г/см., он практически превращается в воду.

При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.

Корпус (моноблок) изготавливается из полипропилена, разделен на 6 ячеек (гнезд), герметичных друг от друга, в которые устанавливаются последовательно соединенные электродные блоки по 2,1 V каждый, что даёт на выходе 12,6 V. Каждый элемент состоит из свинцово сурьмянистых, свинцово мало сурьмянистых или свинцово кальциевых пластин — решеток (зависит от типа, класса батареи и производителя), изготовленных методом литья или прокатки, покрытых активным веществом. Для исключения замыкания между пластин, положительная пластина вставлена в конверт сепаратор.

Верхняя крышка аккумулятора одна общая (единая) на весь корпус и закрывает сразу все ячейки. В зависимости от производителя, технологии изготовления и модельного ряда может оснащаться системой клапанов, фильтров и лабиринтов-уловителей испаряющейся воды. Может быть с пробками на каждую ячейку, с блоками пробок на несколько ячеек, встроенными (не съемными) пробками и без пробок.

Индикатор состояния заряженности АКБ (ГЛАЗОК) — это встроенный в одну из банок АКБ ареометр. Состоит из световода и кассеты с разноцветными шариками, которые поочередно всплывают в зависимости от уровня и плотности электролита. Индикатор дает ответ на 2 вопроса:

  1. не понизилась ли плотность электролита;
  2. не понизился ли уровень электролита.

Технические подробности

Чистый свинец, из которого первоначально делались и пластины аккумулятора очень мягкий, практически непригоден массовой технологии изготовления аккумуляторов и его коммерческого использования. Для изготовления решеток и последующего нанесения активного вещества (пасты) нужен материал с более высокими механическими свойствами. Для этого в свинец добавляли сурьму.

Легирование свинца сурьмой, обычно от 4 до 9 % (сурьмянистая технология), приводит к тому, что гидролиз воды (электролитическое разложение на водород и кислород) происходит уже при 14,1 V. Это означает, что даже при нормальном состоянии электрической системы автомобиля (13,8-14,5 V) вода постоянно расходуется, улетучиваясь в воздух в виде газа. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что при неисправностях электросистемы автомобиля, ведущих к повышению и скачкам напряжения в ней, этот процесс многократно усиливается.

Это было привычно и понятно, и аккумулятор у советских автомобилистов прочно ассоциировался с необходимостью откручивать крышки и проверять уровень воды. Если её было недостаточно и на ее поверхности проявлялись верхние края решетки, необходимо было искать дистиллированную воду, спрашивать у друзей или соседей по гаражу странный предмет под названием денсиметр, он же ареометр (похож на клизму со встроенным поплавком) и пускаться в домашние химические опыты. Теперь внимание, попробуйте запомнить! Ни в коем случае нельзя вливать воду в серную кислоту — только наоборот. Иначе может произойти минивзрыв, и не только ваши джинсы будут прожжены кислотой (вполне нормально, было хоть раз с каждым), но и вам практически гарантированы тяжелые травмы и ожоги.

Производство новых мощных автомобилей и работы новых нагруженных электроникой бортовых сетей машин потребовало более мощных аккумуляторов для их пуска, а так же лень и чувство самосохранения автолюбителей Запада (шутка) заставили решить проблему испарения воды. Если количество сурьмы свести к минимуму (малосурьмянистые технологии производства) или заменить её другим элементом — Кальцием, то аккумулятор можно сделать практически необслуживаемым. Американцы из фирм Delco, Remy и GNB в 50-е годы реализовали так называемый кальциевый сплав, а европейцы — это батареи Baren, Varta, Bosch. Полученные в результате конструкции обеспечивали стойкость к гидролизу при напряжениях до 15,2 V, а значит, при нормально работающей электросистеме (напряжения в пределах 13,8-14,5 V) вода практически не испаряется и аккумулятор можно сделать герметично закрытым на все время его эксплуатации. Батареи стали мощнее, т.к. кальциевые пластины стали тоньше и их стало больше, да и активную массу стало возможно наносить с двух сторон решетки. А как мы помним электричество вырабатывается с помощью активной массы (чистый свинец «-» и двуокись свинца «+») и электролита. Следовательно, чем больше активной массы, тем больше тока получим, чем больше пластин, тем больше емкости в тех же размерах батареи.

Таким образом, сегодня различают такие основные разновидности аккумуляторов:

  • классические обслуживаемые — сурьмянистые технологии. Сильно «кипят» (требуют постоянного долива воды), маломощные, не боятся глубоких разрядов и перенапряжений, ремонтопригодны — сняты с производства;
  • со сниженным расходом воды — малосурьмянистые. Пониженный расход воды, меньшие габаритные размеры по сравнению с сурьмянистыми батареями. Неприхотливы к перенапряжениям и глубоким разрядам. Маломощны.
  • малообслуживаемые и полностью не обслуживаемые — кальциевые технологии. Высокие токи и большая мощность в тех же габаритных размерах. При всех достоинствах кальциевых батарей они имеют и недостатки. Такие батареи бояться глубоких разрядов (не восстанавливаются), механически менее прочные каркасы (решетки) пластин, т.е. маловыносливые, боятся перенапряжений в бортовой сети.
  • гибридные (комбинированные). Отрицательные пластины выполнены из кальциевого сплава, а положительные — из малосурьмянистого. Получаем нечто среднее. Более мощные батареи по сравнению с малосурьмянистыми и более выносливые по сравнению с батареями, произведенным по кальциевым технологиям.
  • гелиевые и AGM аккумуляторы. В AGM аккумуляторах электролит находится во взвешанном (адсорбированном) состоянии, им пропитан губчатый сепаратор, разделяющий положительную и отрицательную пластины, то есть электролита как такового в жидком виде нет. Такие батареи герметичны, могут работать в любом положении и даже под водой. Очень мощные и выдерживают большое количество циклов заряда разряда. Боятся высоких температур, перенапряжений (высокие требования к бортовой сети и месту установки АКБ) и разгерметизации.

    В гелиевых батареях электролит загущен до не текучего состояния (как резина) с помощью специальных селикогелевых добавок. Такие АКБ не боятся разрушения корпуса, очень мощные и выдерживают огромное количество циклов заряд разряд. Боятся перенапряжений (высокие требования к бортовой сети) и вибрации (разжижается селикогель).

Виды аккумуляторов

В связи с вышеизложенным, все стартерные батареи, которые предлагают магазины аккумуляторов для авто, делятся сегодня на три основные категории:

  • Обслуживаемые (ремонтопригодные). Практически этот вид батарей ушёл в прошлое и на сегодняшний день считается устаревшим. Он требует постоянного ухода и контроля за электрическими параметрами. В продаже можно встретить единичные модели обслуживаемых батарей устаревших производств.
  • Малообслуживаемые. Такие АКБ более совершенны, испарение воды в них происходит менее интенсивно, чем в обслуживаемых, однако они всё равно нуждаются в периодических проверках. Поставляются как сухозаряженные (без электролита), так и залитые электролитом. В первом случае для длительного хранения первые более предпочтительны, однако залитые батареи проходят тестовую зарядку, которая уменьшает процент брака.
  • Необслуживаемые (не требующие обслуживания). Эти аккумуляторы считаются наиболее совершенными, так как полностью герметичны и не требуют обслуживания. Нормальная работа гарантируется производителем в течение всего Необслуживаемые (не требующие обслуживания). Эти аккумуляторы считаются наиболее совершенными, так как полностью герметичны и не требуют обслуживания. Нормальная работа гарантируется производителем в течение всего гарантийного срока. Они отличается повышенной устойчивостью к ударам и вибрациям, но при этом в них ничего нельзя изменить. Необслуживаемые — самые дорогие.

Обозначения на аккумуляторе для Российских АКБ



На схеме аккумулятора цифрами обозначены:
1 — модель батареи;
2 — товарный знак завода-изготовителя;
3 — 60 Аh: номинальная емкость в Ампер-часах (А.ч или Ah);
4 — 420 А: пусковой ток — ток холодной прокрутки при −18°C в Амперах (А);
5 — 12 V: номинальное напряжение в Вольтах (В или V);
6 — 0901: дата изготовления (две цифры — месяц, две цифры — год изготовления);
7 — 20 kg: масса батареи в состоянии поставки с завода;
8 — «+» и «-»: знаки полярности;
9 — предупреждающие знаки: опасно-едкое вещество, не курить, не кантовать, не давать детям и т.п.;
10 — уровень залитого электролита: min, max или другие обозначения уровней.

Для Азиатских батарей — (Япония, Корея) (стандарт JIS):

Например: 65B24L,

65 — цифра по каталогу (просто номер) производителя соответствующая емкости и стартовым характеристикам АКБ, чем она больше, тем выше мощность АКБ;
В — буква обозначающая тип корпуса (согласно каталога). Существует 8 групп — от A до H.;
24 — размерность корпуса по каталогу (длина, см);
L — обозначение полярности (L-левая, R-правая).

Для Европейских батарей (Европейская система идентификации аккумуляторов — ETN)



Условное обозначение батарей, применяемое большинством европейских производителей, представляет собой пятизначный код по немецкому стандарту DIN (например, 560 19) или девятизначный код по международному стандарту ETN (Например: 555 065 042)

Америка (стандарт SAE J537 — Society of Automotive Engineers)



Американские производители аккумуляторов руководствуются требованиями американского стандарта SAE маркировки автомобильных аккумуляторов, который включен в международный стандарт BCI. Стандарт SAE не предусматривает измерение ёмкости батареи в Ампер-часах, а вводит два других основных параметра: резервную ёмкость и ток холодной прокрутки (стартовый ток).

Требований по маркировке стандарт SAE J537 не содержит, но американские производители дополнительно наносят следующую информацию: номинальное напряжение; знаки полярности «+» и «-», резервная емкость (не всегда), товарный знак производителя, условные знаки мер безопасности при работе с батареей и т. п.

Например: 34R770 (Условное обозначение батареи из пяти цифр)
34 — каталожный номер типа корпуса АКБ (габаритные размеры),
R — (Revers-обратный),
770 — стартовый ток 770 А.

Основные параметры аккумулятора

  • Напряжение — разность потенциалов между клеммами источника питания и измеряется она, т.е. эта разность в Вольтах (В или V).
  • Емкость — количество электричества, Ампер·часов, которое накоплено в полностью заряженной батарее. Т.е. простым языком как долго будет работать батарея при определенной нагрузке (включенных потребителях).
  • Стартовый ток (ток холодной прокрутки), указанный изготовителем — максимальный ток измеряемый в Амперах, гарантированный производителем данной батареи, который может обеспечить батарея для пуска двигателя (упрощенно говоря, чем выше ток, тем более мощная батарея).
  • Резервная емкость аккумулятора — время, в течение которого можно проехать ночью при электрической нагрузке в 25 А автомобиля (это примерно — свет, печка, габариты, дворники) с неработающим генератором.
  • Полярность. У аккумулятора есть две полярности напряжения: прямая и обратная (левая и правая), что обозначается соответствующими буквами или цифрами в маркировке. Определить полярность можно повернув АКБ к себе внешней стороной (т.е. наклейкой). Если отрицательная клемма (минус) АКБ расположен справа, такая батарея называется прямой, а если слева, то обратной.

Как подбирать

Подбор аккумулятора зависит от многих факторов: режима езды, режима хранения автомобиля, правильности работы электрооборудования, дополнительно установленного оборудования, марки автомобиля, объема двигателя, Японец или Европеец и, конечно же, цены. Доверяйте подбор профессионалам в профессиональных магазинах.

Габариты

Если вы не можете решить, как выбрать аккумулятор для автомобиля так, чтобы он подходил по размеру, то просто возьмите у продавца рулетку и измерьте габариты. Уделите внимание и креплению аккумулятора, так как площадка для его крепления в подкапотном пространстве не обязательно будет соответствовать его форме. Для наших сибирских условий лучше выбирать аккумулятор максимальной емкости, в тех габаритных размерах, в которых влезет батарея в ваш автомобиль.

Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры он не переносит. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов. Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100?, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза. Это особенно губительно для батарей, изготовленных по AGM технологии. Ничего хорошего нет при эксплуатации батареи и при низких температурах, все параметры батареи при — 30? снижаются вдвое.

Есть различные методы (Стандарты) по которым производятся замеры стартовых токов аккумуляторных батарей. Они различны для некоторых стран и производителей. У нас обычно встречаются: SAE, EN, DIN, ГОСТ.

Соответствие токов холодной прокрутки по разным стандартам

DIN 43559 (ГОСТ) EN 60095-1 SAE J537
170 280 300
200 330 350
220 360 390
255 420 450
290 480 510
310 520 560
330 540 600
365 600 650
390 640 700
420 680 750

Причины износа аккумуляторов

Получая и отдавая ток, пластины с нанесенной на них пастой расширяются и сжимаются. Это происходит циклично много сотен и тысяч раз и в результате происходит механическое разрушение их структуры. Нанесённая на решетчатые пластины паста опадает с них, скапливаясь на дне или конверт сепараторе. Как результат — ещё до того, как рабочие поверхности оголятся и потеряют способность удерживать заряд, накопившийся шлам может замкнуть положительные и отрицательные пластины, проткнув сепаратор.

Аккумуляторы одинаково боятся и перезаряда, и глубокого разряда. В первом случае происходит интенсивное разрушение и осыпание материала положительных пластин, а во втором начинается оплывание пасты с отрицательных решеток.

Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле в случае неисправности электросистемы, так и при стационарной зарядке аккумулятора, когда вы отвлеклись, забыли — в общем, прозевали момент, когда он начал бурлить, интенсивно разлагая воду и оголились пластины.

Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный генератор), по причине ослабленного ремня генератора, окисления многочисленных контактов, а также замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на нагревание окружающего воздуха всей массой автомобиля. Возникшие неполадки легко заметить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери тока.

При разрядке опасны не только долгосрочные последствия (разрушение отрицательных пластин). Вполне реально перейти за «границу невосстанавливаемости» необратимой сульфатации, когда аккумулятор уже нельзя будет зарядить никакими самыми умными зарядными устройствами.

Другая ситуация более простая, но не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора «стремительно стремится» превратиться в обычную воду, а она, как известно, замерзает при минусовой температуре. Так вот, если заряженный аккумулятор вполне сносно переносит морозы потому, что серная кислота не замерзает, то в разряженном варианте он вполне может «рвануть», то есть лопнуть, не выдержав очередной морозной ночи.

Основные причины преждевременного износа батареи

Причин преждевременного выхода аккумуляторных батарей из строя несколько:

  • эксплуатация при повышенном (пониженном) напряжении бортовой цепи,
  • регулярная работа в режиме источника питания до полного разряда (пример — долго слушать музыку, особенно при мощных усилителях),
  • «прикуривание» АКБ от сторонних источников тока,
  • повышенная (пониженная) плотность электролита,
  • низкий уровень электролита,
  • доливка электролитом при выкипании,
  • грязь на корпусе и непроходимость вентиляционных отверстий,
  • отсутствие крепления.

Недопустимо

  • Эксплуатировать АКБ при неисправном электрооборудовании автомобиля.
    В состоянии с низкой степенью заряженности (40-60%), когда на АКБ приходит слишком низкое напряжение (менее 13,8 Вольт), ускоряется сульфатация пластин, а следовательно, снижается площадь рабочей поверхности и запас энергии батареи. Еще более интенсивно процесс разрушения пластин происходит в режиме перезаряда (напряжение бортовой цепи выше 14,5 вольт), когда после 100% заряженности на батарею все еще поступает напряжение. Закипает и испаряется электролит, что приводит к оголению верхних кромок пластин и ускорению осыпания активного вещества.
  • Производить доливку электролитом при снижении его уровня в батарее.
    При кипении испаряется только вода, при этом серная кислота в электролите становится более концентрированной и начинается ускоренный износ пластин. Используйте для доливки только качественную дистиллированную воду.
  • В зимнее время оставлять на холоде батарею, заряженную менее чем на 50%.
    Низкий уровень заряда означает низкую плотность электролита и замерзание при не очень низких температурах. У замерзшей батареи может треснуть корпус; кроме того, активное вещество выдавливается кристаллами льда из ячеек решетки.
  • Эксплуатировать АКБ без закрепления в посадочном гнезде.
    Вибрация в этом случае почти в 10 раз сильнее, чем при наличии крепления. Осыпание активного вещества с пластин усиливается.
  • «Прикуривать» от трансформаторов.
    Аккумулятор, в принципе, можно заряжать любым током; чем он выше, тем быстрее процесс зарядки. Но за все нужно платить: высокий ток и напряжение приводит к механической деформации пластин, сильный электрический удар их буквально «выворачивает наизнанку». Кроме того, происходит бурный электролиз, выделяется водород, и достаточно малейшей искры, чтобы произошел взрыв.

Советы начинающим

Покупаете ли вы дешевые аккумуляторы для авто или готовы потратить на приобретение батареи значительную сумму, обязательно учтите:

  • условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Частые пуски, малые пробеги, плохие дороги (возможно возникновение короткого замыкания в результате тряски — выкрашивание активных масс из пластин).
  • Где будете хранить ваш автомобиль. Если машина стоит на улице, то после −18 гр. Цельсия все химические реакции останавливаются, батарея замирает. При — 30 гр. Цельсия ждать от нее каких-либо высоких показателей не приходится. Делим все на два! И емкость, и стартовый ток. Попробуй запусти авто с помощью изношенной или маленькой батарейки (такие стоят на японских автомобилях выпущенных для внутреннего рынка, т.е. для иного климатического пояса).
  • Если вы выбираете аккумуляторы для авто с мощным двигателем, в которых установлена сигнализация, мощная аудиосистема, электроприводы, кондиционер, нагревательные устройства, то обратите внимание на более мощную модель, с лишними 10–20 А/ч. и хорошими стартовыми токами.
  • Посещая магазин аккумуляторов для авто, нужно помнить о том, что кроме технических характеристик, гарантированных производителем, имеются и «житейские» моменты. Следует обратить внимание на следующее: Покупать следует лучше в крупных известных специализированных сетях имеющих свои сервисные мастерские, а не в мелких лавочках, где аккумуляторы попутный товар.
  • Аккумуляторная батарея должна быть изготовлена одним из известных производителей.
  • На корпусе аккумулятора должны отсутствовать видимые и скрытые повреждения, сколы, трещины, вмятины, оплавления, загрязнения поверхности.
  • Удостоверьтесь в имеющейся гарантии. Минимально допустимый срок — от 6 месяцев. Как правило, серьёзные производители гарантируют нормальную работу в течение от года до трёх лет.

Необходимо помнить: Соблюдайте продолжительность попыток пуска двигателя — не более 5-10 секунд, интервал между попытками не менее 30-60 секунд. Как можно скорее зарядите аккумулятор, разряженный при неудачном пуске двигателя. Периодически очищайте корпус от грязи и пыли с использованием 10% водного раствора соды или нашатырным спиртом (это устраняет утечки тока), а клеммы — от окислов (иначе ухудшается проводимость и как следствие недозаряд). И самое главное — помните, что батарея требует к себе внимательного отношения, и ей необходимы 3-4 проверки состояния в год, самостоятельно или в специализированном центре.

Наконец, самый последний и, пожалуй, главный совет: не стоит начинающим автомобилистам забивать всем этим голову, а лучше всего обратиться к специально обученным сервисменам сети торгово-сервисных центров (подчеркиваем, не сети магазинов, а именно торгово-сервисных центров) «Автомотив». Здесь вам всё подскажут, посоветуют, установят, дадут гарантию и бесплатно обслужат в течение всего срока жизни приобретенного аккумулятора.

Ваше имя
Контактный телефон
E-mail
Вопрос