Аккумуляторы
Масла
Магазины
СТО
Электрооборудование современных автомобилей укомплектовано двумя источниками электрической энергии: генератором и аккумуляторной батареей (АКБ). Оба этих источника работают в самостоятельных режимах, но по отношению к потребителям электрической энергии автомобиля они включены параллельно. Это позволяет работать им как поочередно, так и одновременно на питание включенной нагрузки. Генератор выдает энергию при работающем двигателе, а стартерная АКБ призвана запустить двигатель в работу, поддерживать питание бортовой сети при неработающем двигателе или поломке генератора, и быть энергетическим буфером принимая излишки энергии от генератора. Рабочий диапазон напряжения бортовой сети автомобиля жестко регламентирован (за этим следит регулятор напряжения) и должен находиться в диапазоне 13,8-14,5 V. при различных режимах работы автомобиля и включении любых штатных потребителей. Отклонение величины зарядного напряжения за пределы нормы на 0,3 — 0,5 V приводит к сокращению срока службы батареи в несколько раз.
Согласно ГОСТ срок службы АКБ необслуживаемых составляет 90 тыс. км. или 3000 моточасов, обслуживаемых 100 тыс. км.
Износ щеток, коллектора, неисправность выпрямительного блока, ослабление креплений соединительных проводов, ослабление натяжения ремня привода генератора создают условия недозаряда либо полного разряда батареи.
Неисправность регулятора напряжения может создавать:
При эксплуатации разряженной батареи происходит оплывание (осыпание) активной массы с отрицательных пластин, что так же приводит к выходу батареи из строя.
Категорически запрещается эксплуатировать батареи с уровнем заряда ниже 75% зимой и 50% летом.
На зарядные характеристики АКБ в изменяющихся условиях эксплуатации влияют следующие факторы:
Полная заряженность АКБ необходима для надежного запуска двигателя в работу, включая зимние условия. Эксплуатация батареи с более низкой заряженностью приведет к сокращению ее ресурса. Более высокая заряженность и избыток заряда также приводят к резкому снижению ресурса аккумулятора. Такой режим работы, как правило, наступает в летнее время при высокой температуре окружающего воздуха и интенсивной эксплуатации автомобиля (200-300 км в сутки). В зимнее время перезаряд АКБ может наступить только при неисправном регуляторе напряжения.
Особенность зимнего периода работы АКБ на автомобиле заключается в том, что температура электролита бывает значительно ниже нулевой отметки. Этот фактор резко снижает зарядный ток, проходящий через АКБ при прочих равных условиях в сравнении с летним периодом. Кроме того, запуск двигателя в работу требует увеличенного тока от АКБ на питание стартера, да и число попыток пуска увеличивается.
Скорость движения автомобиля на зимней дороге существенно ниже (снег, гололед), что непременно уменьшает отдачу генератора. При этом число включаемых электропотребителей на автомобиле при каждой поездке, как правило, больше, чем в летнее время. Более короткий световой зимний день увеличивает время работы световых приборов автомобиля. Все перечисленное снижает возможность полного подзаряда АКБ от генератора автомобиля после пуска двигателя в работу. В процессе движения автомобиля батарея помогает генератору обеспечивать работу включенных электропотребителей (остановка автомобиля на перекрестках, торможение, полная остановка двигателя). В указанных условиях зарядный режим АКБ будет еще хуже, если:
Необходима профилактика электрооборудования и аккумулятора перед зимней эксплуатацией автомобиля. Отсутствие проверки и обслуживания приводит к снижению надежности работы и к сокращению срока службы АКБ. В зимний период стартерная батарея более всего нуждается в контроле.
При наличии неисправности — пуск может не осуществиться.
Обеспечивают функционирование изделий и подзарядку батареи в заданных режимах. Повреждение изоляции проводов, ослабление точек крепления, окисление в местах присоединения — могут создать аварийные ситуации (возгорание), снижать состояние заряженности батареи до полного разряда. Повреждение «массового» провода может привести к отказу пуска двигателя при исправном аккумуляторе и стартере.
Обеспечивают питание потребителей электроэнергии в заданном режиме. Неисправности, окисленность в местах контакта нарушают режим работы включенных изделий. Повышенная окисленность предохранителя в цепи заряда батареи приводит к снижению ее заряженности (периодическое загорание сигнальной лампы на щитке приборов).
Обеспечивает работу потребителей электроэнергии. При износе контактной группы возможна самопроизвольная остановка двигателя, отказы в пуске двигателя, повышенный саморазряд батарей.
Работа генератора совместно с аккумуляторной батареей рассчитано на штатно установленное или устанавливаемое электрооборудование. Конструктора автомобилей учитывают энергетический баланс в сети. Генератор при заведенном двигателе должен справляться со всеми включенными потребителями. При установке нештатного оборудования могут возникнуть ситуации, когда будет не хватать мощности генератора, тогда недостающее питание будет осуществляться от батареи, что приведет к ее разряду. Неправильно установленное дополнительное оборудование бывает, вызывает высокие токи утечки при заглушенном двигателе. Токи утечки не должны превышать 30 мА/ч. Повышенный ток утечки уменьшает срок службы АКБ ввиду ускоренности циклов заряда-разряда батареи, и увеличивает вероятность глубокого разряда батареи.
Для уменьшения рисков плохих пусков при эксплуатации автомобиля в зимнее время рекомендуется подбирать АКБ по ёмкости и стартовым характеристикам в соответствии с конкретной климатической зоной, да и запас лишним не бывает.
Пуск стартера производите короткими включениями, но не более чем на 10 сек. Перерыв между включениями летом не менее 15 сек, зимой не менее 1 мин. Избегайте включать стартер более 3-х раз подряд, как минимум просто зальете свечи.
Езда при помощи стартера не допускается.
Категорически запрещается «прикуривать» аккумулятор от нестандартных пускозарядных устройств во избежание деформации пластин и внутренних тоководов из за высоких токов поступающих на батарею, это приводит к осыпанию активной массы пластин и разрыву межэлектродных соединений и даже взрыва батареи, так же можно просто сжечь бортовой компьютер.
При низких температурах происходит замедление всех химических процессов внутри АКБ, батарея переходит в «спящий режим» (электрические параметры АКБ при t ниже «-30» градусов по Цельсию понижаются в 2 раза.) Поэтому перед пуском двигателя на некоторое время необходимо включить электрические потребители (фары, габариты) для возобновления электрохимических процессов и только после этого делать попытки старта.
Наконец, самый последний и, пожалуй, главный совет: не стоит забивать всем этим голову, а лучше всего обратиться к профессионалам, знающих что, когда и как делать.
На все аккумуляторы, приобретенные в торгово-сервисной сети «Автомотив», независимо в каком городе находился магазин, распространяется система бесплатного Гарантийного и послегарантийного обслуживания в любом магазине сети, на протяжении всего срока жизни купленной батареи. Здесь вам всё подскажут, посоветуют, установят, дадут гарантию сделают диагностику и бесплатно обслужат.